Современная словесность и критик Топоров

Прогноз на будущее для меня выглядит так:

Жанровая словесность взяла верный курс на истребление «вещества литературы»; она серийна и/или сериальна и вне этих форм не существует. Большая часть авторов жанровой прозы — не более чем наполнитель издательских серий, отдельные книги не звучат и не воспринимаются (видимо, именно это имел в виду Топоров, когда говорит, что фантастика не интересна никому, кроме фэндома). Однако люди, сделавшие себе в/на фантастике имя (Сергей Лукьяненко, Вадим Панов и некоторые другие) читаются гораздо более широким кругом людей, нежели фэндом, который, в сущности, не велик.

Прозвучать в жанровой литературе по-прежнему может только та книга, что будет написана на стыке жанровой и нежанровой литературы или на стыке жанровых форматов, однако все, кто так умел, уже прозвучали. Новых имен пока что не предвидится, а список работающих на этом поле писателей закрыт, хотя и не окончательно: для примера можно привести имена Михаила Успенского, Вячеслава Рыбакова, М. и С. Дяченко, Г.Л.Олди, Олега Дивова, Сергея Жарковского.

Будущее жанровой словесности — не в словесности, если можно позволить себе такой каламбур, но в интерактивности, в сближении с другими медийными формами. Не случайно новейшие романы пишутся как сценарий квеста или же РПГ — не главами, но игровыми эпизодами.
При этом форматный роман не исчезнет, и авторы, в нем успешные (среди не названных ранее — Алексей Пехов, Ольга Громыко и др.), традиционно найдут своего читателя.

Поражает другое: темпы! В конец 80-х-начале 90-х в русской фантастике, к примеру, не было ничего, кроме АБС и наследия советского просветительства, да желания писать хорошие книги. И они были написаны. А потом пришел, как выражается, один мой дружочек «потный вал», и за пятилетку были отработаны все мыслимые жанровые форматы (НФ-роман, космоопера, фэнтзийный роман, альтернативная история и т. д.). А потом форматы стали смешивать, не взбалтывая. А потом пришли сериалы. А потом…

То, что будет потом, мы увидим в ближайшую пятилетку, страшит меня заранее.

С нежанровой прозой всё много благополучнее. Она ожила и наконец-то повернулась лицом к читателю. На глазах уходит тоскливое противостояние, когда умная книга не должна быть интересной, а интересная книга не может быть умной. Так что и на будущий год мы будем обсуждать книги, написанные — там.

Впервые на Третьем нуле.  Обсуждение там же 8)))

Страницы: 1 2