Про Зоричей
Магия и механика Александра Зорича
Загадочное все-таки слово «фэнтези»!
В своей английской ипостаси («fantasy») оно утверждает первородство фантазии, создающей различные и глубоко оригинальные миры: помимо всемирно известного профессора и сонма его продолжателей, кроме Роберта Говарда и его последователей, англоязычная фантастика знает и умеет «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, «Сагу о живых кораблях» Робин Хобб, «МИФы» Роберта Л. Асприна и иные фэнтезийные циклы, где интеллектуальная состоятельность и эстетическая сообразность — заметны и гармонично вплавлены в текст.
В русской ипостаси слово «фэнтези» обозначает прежде всего определенный подвид фантастического романа, двумя обязательными участниками которого являются меч и магия. Английское семечко упало на благодатную почву: не успело издательство «Северо-Запад» опубликовать в 1991 году «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена, как шустрый питерский паренек Николай Перумов тут же кинулся по следам профессора; едва начали печатать Говарда, как сразу же пошли многочисленные продолжения. Затем отечественные литераторы освоили «малый типовой набор» по написанию фэнтезийного романа и — теперь их уже на остановить, это — цунами. Однако и в нашей словесности случаются книги глубоко оригинальные, чтение которых заставляет вспомнить, что фэнтези — прежде всего плод свободной фантазии.
В 1996 году молодые и никому неизвестные харьковские авторы поставили перед собой весьма нетривиальную задачу: написать эпическое фэнтези без выраженной опоры на тот или иной пласт земной культуры. То бишь меч и магия будут, но никаких эльфов, гномов и прочих рас Средиземья, и даже никаких отсылок к ним. Абсолютно новый мир, укорененный в магии, но неуклонно, по мере развития, подбирающийся к технологическому прогрессу.
Так было положено начало повествованию о Круге Земель.
Первая история (в трех романах: «Знак Разрушения» (1997), «Семя Ветра» (1997), «Пути Звезднорожденных» (1998, в первом издании — «Пути Отраженных»), цикл завершен) была посвящена космологии и мифологии нового мира.
Вторая же (в четырех книгах: «Люби и властвуй» (1998), «Ты победил» (2000), «Боевая машина любви» (2001), «Светлое время ночи» (2001), цикл не закончен?) рассказывала о жизни в том же самом мире здесь и сейчас.
Между историями прошло примерно шестьсот лет. За это время Круг Земель изменился до неузнаваемости. На нынешней карте присутствуют две сверхдержавы — Харренский союз и Империя Тер, а также два небольших, но самостоятельных государства — Ают и Варан. Последний и становится основным местом действия второй истории.
В Варане последовательно и неутомимо уничтожают магию. Этой работой занят Свод Равновесия, своеобразный аналог земной Святой Инквизиции, сотрудники которого отслеживают любое (про)явление магии, которая понимается как изменение или же порча материи.
В составе Свода — пять опор.
Опора Вещей занимается магическими предметами и артефактами: любой, кто обнаружил измененную вещь, должен немедленно о ней донести; если же пожелает утаить или присвоить, будет покаран как преступник (офицеры этой опоры — отменные вояки, по роду своей службы они также наделены полномочиями следователей, а в случае нужды и палачей).
Опора Безгласых Тварей выводит животных с особенными умениями и отвечает за их использование. Речь идет о так называемых «номерных животных» — это ищейки и боевые псы, почтовые крысы и альбатросы, жуки-мертвители и др.
Опора Благонравия работает как полиция нравов, следит за тем, чтобы все население Варана неукоснительно соблюдало Уложения Жезла и Браслета. Офицеры настоящего ведомства тщательнейшим образом выискивают малейшие отклонения от официально разрешенного способа занятия любовью: один мужчина + одна женщина — в строго определенной позиции, не для удовольствия, но только для продолжения рода. На первый взгляд это кажется абсурдным: люди вольны любить друг друга, как их душе угодно. Но не зря великий Дант писал, что любовь «движет солнце и светила» — необычное сплетение тел может сработать как магическое заклинание.
Опора Писаний занимается Словами и Знаками, то есть остатками божественной речи (Истинное Наречие Хуммера), которой некогда творился Круг Земель. Изучение магических формул и запрещенных книг не проходит даром: офицеры данной опоры искушены в знаниях и зачастую сами оказываются незаурядными магами.
Опора Единства надзирает за всеми прочими Опорами, будучи своего рода отделом специальных расследований. Еще в ведении этой Опоры входит охрана всех цитаделей и других зданий Свода, сопровождение венценосных особ, а также подавление бунтов.
Возглавляет Свод равновесия гнорр, власть которого куда весомее, чем власть князя Варана, потому что он держит под контролем всю духовную жизнь страны.
Отделения Свода разбросаны по всем городам Варана. Доблестные офицеры сканируют повседневную жизнь подданных князя, выявляя малейшую магическую крамолу, блюдут нравственность и собирают древние артефакты, чтобы впоследствии те были уничтожены в Жерле Серебряной Чистоты.
Страницы: 1 2