Илья Новак. «Demo-сфера»
Я согласна с Джаббою Бурносовым в том, что Новак – «хитрый писатель». То напишет что-то предельно нечитаемое – вроде «Гордости расы» (редко дрянная книжонка!); то вербализует компьютерную игру - и тоже томишься, читая; то вдруг сочинит что-то странное и необоримо привлекательное.
И при этом Новак — писатель темный.
Не в том смысле, что злодей или кому зла хочет, но в том смысле, что мизантроп и людей не любит. Героев убивает на раз и без жалости, ловит и мучает ангелов небесных, приводит крыс на смену людям и вообще не видит для человечества счастливого будущего.
Роман «Demo-сфера» — это по сути роман об информационной катастрофе. В начале нового века падением самолета или взрывом завода уже никого не удивишь. И потому Новак идет дальше: в реальности его романа создан искусственный интеллект, который на новом витке своей эволюции уничтожает человечество.
Казалось бы, и эта идея не новая: человечество как только не уничтожают. Рыбаков описывает постъядерную реальность, Громов пишет о взбесившейся экологии, Новак пишет о конечном пределе развития информационных технологий.
Но Новак хитрый – не будем забывать об этом ни на минуту! – и поэтому ИскИны его романа уничтожают человечество не просто так, но с подковыркой, какую измыслить может только мрачный и самоуглубленный ум. ИскИнов двое – Восток и Запад, они как две петли восьмерки, знаменующей бесконечность, а в центре пересечения восьмерок – рождается сверхмощный ИскИн, который носит имя «средад» ( а есть еще «средрай» — выводы делайте сами!).
Средед – лучшая выдумка романа. Это еще одна концепция ада, который оказывается не бесконечной хтонической глубиной, существующей от века – от той поры, когда бы низвергнут Сатанаил с темным ангельским войском, — нет! Это ад, который институциализуется сверхИскИном, обработавшим все доступные на планете Земля массивы информации.
…А начиналось все хорошо. Мир киберпанка в изображении Новака вполне пригоден для житья. Никаких гибсоновских ужасов, но напротив, созидательная и всеобщая работа объединенного человечества, позабывшего про расы и нации, по созданию глобального информационного парка. Все при деле, в особенном почете – студенты (умники и умницы), а университетская зона – один из самых привлекательных для жизни анклавов.
Люди много и охотно экспериментируют с соединением живого и неживого: телесную оболочку прошивают киберсистемами – вы носите комп в себе, он имплантируется в ваше тело; тело видоизменяется – и не только глаза начинают видеть лучше, уши слышать яснее, а нос явственнее различать запахи, но еще можно видоизменить конечности, и так появляются люди-колесничие. И вообще, сделать можно почти все что угодно. И кажется, что люди довольны и жизнью как таковой и сами собой в этой жизни.
Чем не лепота?
Единственная ценность – информация, деньги заменяются кликами, живи и радуйся.
Главный герой книги работает как раз поставщиком информации: по происхождению богатый бездельник, он вращается в тех кругах, что пилят информацию – так, как нынче пилят деньги.
И волею-неволею он узнает, что на орбите оборудована сфера, в которой два ИскИна- Восток и Запад – совершенствуются в способах уничтожения врага и обороны от противника. Разумеется, по заказу сверхкорпораций, но не корпорации занимают Новака.
Герой (его зовут Данислав) узнает страшные новости на презентации умнодома новейшего поколения (характерно, что это общежитие для студентов). И дальше действие заматывается в безумный клубок, который прихотливо скачет по пространству текста.
Главный герой встречается в общежитии (отдельная песня – описание этого дома, оно — впечатляет и заслуживает) с Кибервомбатой – чудовищным порождением новейших технологий, террористкой информационной эры. Она внедряет мораль ИскИнам, и те, потрясенные открывшимся им пространством этики, летят на демо-сфере к земле.
С разных концов к приземлившейся демо-сфере текут герои, желающие уничтожить средад (и отдельная песня – описание их пути). Из их усилий по разным причинам ничего не выходит: уничтожения хотят разве что ИСКИны, которым внедрили мораль, а средад хочет жить и распространяться по земле.
Описание самого средада – сродни картинам Босха, уродство на уродстве, и все уродства – всегда связаны с технологией и овеществившимися кошмарами, терзавшими человечество всю его жизнь. Ад новейших времен – рукотворный, ничего хорошего Новак впереди не видит.
Злой он, злой.
И единственный, кто вызывает в нем сочувствие, это Кибервомбата 8)))
Резюме: странный и иногда очень тяжело читающийся роман, полный между тем неявного темного очарования.
2006 г.
Впервые на Третьем нуле