Михаил Харитонов. «Моргенштерн»

Вряд ли стоит винить в этом Харитонова, ведь Борис Стругацкий с его нынешней любовью к чернухе мог и сам написать что-то подобное, разве что не так грязно, не так омерзительно, не так вызывающе, как автор «Разорителя». Но в том и беда, что эта грязь лишена даже капли художественного вымысла: ежели бы КОМКОН существовал здесь и сейчас, описанные события могли бы развиваться по харитоновскому сценарию.
Композиционно повесть состоит из двух неравных частей. Первая рассказывает о чудесной земного типа Арбинаде, обустроенной разумно и справедливо. Нельзя сказать, что на этой планете нашли воплощение вековые мечты земных философов, но все же она разительно отличается от Земли в лучшую сторону.
И вот Арбинаду обнаруживают земляне-прогрессоры. «Красивая планета, симпатичные жители, очень гармоничная цивилизация. И бросать это все в грязь земного средневековья…» — сомневаются одни. Им возражают другие: «Земле просто повезло. Мы – уникальное исключение из общего правила. Мы прошли все точки самоуничтожения и выжили. Теперь мы должны помочь выжить другим. Мы обязаны им помочь. Даже если эта помощь на первый взгляд кажется… несколько болезненной».
КОМКОН начинает на Арбинаде эксперимент по выправлению цивилизации. Ведет его Майя (Глумова?). Но результаты ей не нравятся, и она эксперимент сворачивает – при помощи профессора Бромберга.
И казалось бы… Но только казалось бы. Потому что земляне с их прогрессорскими методиками добиваются своего не мытьем, так катаньем. И профессор Бромберг, который помогает Майе отбиться от эксперимента по Сикорскому, на самом деле ставит свой эксперимент. И не пройдет и пары десятков лет, как Арбинада пойдет по стопам Земли.

Насильственный прогресс – одна их сквозных тем Харитонова. Если вы не принимаете наших ценностей, мы поможем вам их осознать: к вашим услугам – подкуп, диверсии, гуманитарные бомбардировки.
И если Полдень Стругацких был полднем коммунистического мира, то Полночь Харитонова – полночь глобализации, победившей под знаменами Всемирного Торгового Процесса и под чутким руководством США.

Мы живем в эпоху тожества торговли: поколение офисных менеджеров научилось думать той частью мозга, которую люди предшествующей исторической эпохи не пробировали, оно говорит на птичьем языке, составленном из аглицких словечек, рекомендованных ко всеобщему употреблению расплодившимися бизнес-школами.
Эти слова искажают суть всякого действия, зато включают его в Торговый Процесс.
Так и самая жизнь становится всего лишь частью Торгового Процесса, где важны только ценники, торговые марки, раскрученные брэнды и объемы продаж.
Происходит виртуализация жизни, и люди теряют остатки естественности и всякое право жить не по указу гипермаркета.
Об этом рассказ «Кока-кола навсегда».
О несправедливости и земной и небесной канцелярии – рассказ «Карусель».
Об истинной бесчеловечной природе магии – рассказ «Посвящение».
О подлинной подоплеке борьбы Америки и СССР за космос – рассказ «Аполлон-11».
О том, во имя каких целей на самом деле совершалась Великая октябрьская социалистическая революция, и о том, что вещи вовсе не то, что мы о них думаем – рассказ «Зимы не будет».
О печальной участи всего живого и прежде всего человечества – радиопьеса «Поперек живота».
О всеобщей жадности – рассказ «Хорошее место».
И так далее. И так далее.

Михаил Харитонов – творец и разрушитель идеологем. И каждый его рассказ – идеологичен. В каждом есть некая ситуация, на которую нам позволено взглянуть со стороны, и есть решение этой ситуации, часто парадоксальное. Ситуации самые разные, но все они объединены под знаменем Генеральной линии: « Посмотрите, как мы живем! Как отвратительно наше нынешнее, как отвратительно наше будущее – в различных его вариантах. Ненасытная утроба, неразборчивость в достижении цели, грязные мысли и скверные поступки – это все мы, члены общества потребления, соревнующиеся в том. у кого шире пасть и толще лопатник! Мы можем только покупать и продавать, а продается все: любовь, преданность, Родина. Нет Родины для потребителя, и потому все равно где жить, что есть и куда спускать. Нет такого государства «Россия», — давно распродано, как предприятие-банкрот. Нет и такого народа, спился и захлебывается блевотиной в придорожной канаве. Всякий нам указчик, кто торгует лучше, а главный нам учитель – Великий Запад, и США – пророк его».

Но неужели это так?

Книга Михаила Харитонова реально и крепко бьет по репе. Отвратительные его методики срабатывают со снайперской точностью: так жить нельзя, нужно что-то делать для Родины и для Государства Российского, пока идущие на нашей земле процессы обратимы к лучшему.
Вот и получается, что Лукьяненко ненароком попал в точку: Михаил Харитонов выпускает революционный журнал, новый «Колокол», который будит спящее, погрязшее в потреблении общество.

2004 г.

Впервые  где-то на Старом нуле (мир его праху!).

Страницы: 1 2